Главная » О кафедре » Новости » Мы учим настоящему бизнесу

Мы учим настоящему бизнесу

23 марта 2015

В течение нескольких лет наша кафедра успешно учит основам организации собственного бизнеса студентов, в том числе и технических специальностей в курсе "Основы предпринимательской деятельности". Руководитель данного направления - старший преподаватель Дмитрий Геннадьевич Шишкин. Одно из свидетельств этого – история успеха Алексея Глухова, студента ПНИПУ, учредителя мототакси «Вжик», которая была опубликована в журнале «BeInBiz» (выпуск №5, 2014 год), автор статьи: Алена Гулевич.

 

Многие студенты задумываются о том, чтобы начать свое дело, но сталкиваются с определенными проблемами: то идеи подходящей нет, то до реализации «руки не доходят», то неожиданно возникает страх перед неудачей – в итоге мечта так и остается мечтой. Как же добиться успеха, с чего начать и как «раскрутиться»? Какие трудности ждут предпринимателей и как их преодолеть?

Gluhov

С этими вопросами нам помог разобраться Алексей Глухов, учредитель мототакси «Вжик», студент ПНИПУ. 

- Алексей, расскажи, пожалуйста, откуда возникла идея? Почему именно мототакси?
– На самом деле все случилось очень спонтанно. Были у нас в Политехе на втором курсе предметы по выбору: либо «Основы предпринимательской деятельности», либо «Иностранный язык». Я выбрал ОПД. Когда уже прошла половина занятий, Дмитрий Шишкин и Александр Палкин, наши преподаватели, проводили мозговой штурм. Все сидели и выкрикивали идеи для бизнеса. Кто-то говорил «рикша», кто-то говорил «такси». А я давно горю идеей купить мотоцикл, поэтому вдруг подумал: почему бы не организовать мототакси? Выкрикнул мототакси, и в итоге этот бизнес-проект попал в топ, и его разрабатывали в течение семестра.

- А в чем состоит основная идея твоего мототакси?

– Основная идея? – подарить эмоции молодым людям, – сразу отвечает Алексей, – многие девушки хотят прокатиться на мотоцикле, но нет такой возможности, потому что мало у кого есть знакомые с мотоциклами.

- То есть основная цель не в том, чтобы доехать из пункта А в пункт Б?
– Нет, мы проводим мотопрогулки, «мотопокатушки», «покатушки» на скорости (по трассе), организовываем мотошоу, мотопраздники (например, сопровождение свадебного кортежа) – то есть развлекаем публику, дарим людям эмоции. Мототакси просто как такси – неинтересная тема.

- Что послужило толчком для реализации проекта?

– Начался байк-сезон. Я занимаюсь этим проектом с апреля: 6-го числа создал группу Вконтакте. Ближе к лету начал активно рекламироваться.

- Что нужно сделать для того, чтобы начать дело? Как заставить себя начать?
– Многие не начинают бизнес потому, что у них нет денег. Но у меня бизнес, который не требует особых вложений (только на рекламу).

Очень помогает начать дело одобрение от нескольких людей. Лучше не от родителей (хотя их мнение тоже очень важно), а от людей, знающих дело, которым ты начинаешь заниматься. К примеру, когда мой бизнес одобряет байкер и говорит, что это «классная штука», тогда точно понимаешь – надо делать.

- Есть ли конкуренты в Перми?

– Да, есть мотопрогулки, у нас с ними даже адрес сайта очень похож.

- Чтобы добиться успеха, нужно анализировать ошибки конкурентов – в чем ты видишь их промахи?

– В первую очередь, высокая цена. Ну и плюс они не раскручивались.

- Тогда сразу вопрос по теме: как лучше раскрутиться?
– Во-первых, нужно понимать, чем ты собираешься заниматься, и иметь связи в этой сфере. К примеру, мы смогли таким образом договориться сделать рекламу на открытии мотосезона.
Во-вторых, надо чтобы хорошо работало сарафанное радио, и чтобы отзывы положительные были.
В-третьих, надо знать свою целевую аудиторию, и уже в соответствии с этим выбирать способы и места для рекламы. К примеру, наша целевая аудитория – молодежь, преимущественно девушки. Значит, рекламу нужно размещать в вузах, на вузовских «Подслушано» Вконтакте. Вообще, у нас самая эффективная реклама получилась в группах Вконтакте «Подслушано ПГНИУ», «Подслушано Политех». Большой скачок просмотров был еще после размещения рекламы в группе «Пермь Онлайн».

- Это относительно недорогие способы рекламы?

– Это очень дешевые способы.

- Насколько успешен твой проект на данный момент?
- В первый день открытия – 10 мая – сразу было 3 заказа и 1 подарочный сертификат. На завтра уже есть заказ: пара хочет заказать «мотопокатушки» + видеосъемку. Клиентская база растет.

- С какими сложностями ты столкнулся, реализуя свой проект?
– Трудности могут подкарауливать в любом месте.
Могут возникнуть неприятности из-за нехватки времени. К примеру, нам надо было срочно напечатать флаг к открытию мотосезона, а там как раз праздничные дни, типография не работает. В таких ситуациях очень помогает умение договариваться.

Еще в бизнесе, связанном с персоналом, всегда есть сложность в подборе кадров. Мы тоже с этим столкнулись. Люди для чего берут мотоцикл? – в основном, просто покататься, поэтому какой попало человек, сидящий сзади, им не нужен. Плюс всегда сложно найти ответственный персонал, чтобы потом не приходилось выпутываться из историй.
Бывает такое, что нет возможности выполнить заказ. Мы 10 мая после открытия мотосезона таким образом потеряли трех клиентов. Заказы были, но байкерам, к сожалению, было не до этого.

- Как удержать клиентов после промахов?

- Предлагать им скидки в следующий раз. Или дополнительные услуги. Человек получит позитивные эмоции, и весь негатив забудется.

- Алексей, я знаю, что ты делаешь бизнес в одиночку. Почему?
- На самом деле я не хочу делать бизнес в одиночку. Но так как я думаю, что не нужно иметь бизнес-отношений с друзьями и родственниками, мне пока некого брать в команду. У меня есть хорошие, ответственные друзья, на которых можно положиться, и я не хочу их потерять. Деньги могут плохо повлиять на отношения.

- Почему ты думаешь, что друзья в бизнесе – это плохо?
– Я просто очень предусмотрительный. У меня отрицательный пример есть среди знакомых. Да и представь такую ситуацию: нам поступил заказ организовать мотопраздник, начали с другом все закупать: шарики, фонарики – но вдруг что-то идет не так, и мы получаем отказ. Итог: деньги потрачены, настроение испорчено, и ты думаешь, что ты крутился как белка в колесе, а друг недоработал, а он думает наоборот. Возникает конфликт.

- Тогда где и как искать партнеров?

– В той же сфере. У меня потихоньку сформировывается команда: нашел Вконтакте мотоциклиста, который мне уже очень помог: дает много дельных советов. А друзья могут быть просто «советчиками», могут что-то подсказать иногда, когда возникают проблемы. Например, мой друг Ваня подсказал мне решение проблемы, когда нужно было срочно напечатать флаг для открытия мотосезона. Решение родилось само собой, причем в шутке.

- Алексей, можешь дать еще какие-то общие советы тем, кто собирается начинать свой бизнес?
– Надо сразу искать ответственный персонал и сразу прописывать все в договоре.

- Вы составляли договор?

– Да, в нем прописаны большинство моих обязанностей и обязанностей сотрудников. Про безопасность, про ответственность за технику, про оплату: сразу или в течение недели. Все-таки лучше все прописывать.

- Как договор заверяли?

– Просто подписями. Мы пока не такая большая фирма для заверения нотариусом. Потом, когда будет больше персонала, тогда будем вводить законодательные нормы. А пока и так хорошо.

Алексей, спасибо большое за ответы, желаю удачи в бизнесе!